Историческая справка
Регистрация банка произошла в начале 1994 года под начальным наименованием – Химмашбанк. Тогда финучреждение обслуживало в основном предприятия фармацевтической и химической промышленности. В 2005 году Химмашбанк присоединился к системе страхования вкладов, а спустя год его выкупил известный бизнесмен Олег Тиньков. После реорганизации банк получил имя – «Тинькофф Кредитные Системы», а также новый вектор деятельности – обслуживание физических лиц.
С 2007 года в числе собственников финансовой компании начали появляться международные инвестиционные фонды, благодаря чему величина капитала банка возросла почти в 7 раз за 5 лет его инновационной деятельности. Сегодня на долю Олега Тинькова приходится 53,52% акционного портфеля, еще 30,64% акций публично размещено на фондовой бирже в Лондоне. Остальные акции распределены между Altruco Trustees Limited (5,84%), Vostok Emerging Finance (3,49 %), Baring Vostok (2,88 %), Goldman Sachs (2,19) и Horizon Capital (1,44%).
В 2014 году было зарегистрировано ООО «Феникс», которое впоследствии стало дочерней компанией банка с его долей участия в капитале – 51%. Согласно планам кредитной организации «Феникс» должен будет предоставлять услуги по работе с проблемной задолженностью Тинькофф Банка.
В истории успеха финучреждения можно встретить и неловкие моменты. Например, антимонопольное дело 2015 года, открытое в связи с жалобой вкладчиков об изменении условий «Смарт Вклада» в одностороннем порядке. Спорным решением банка стало унифицирование ставки по вкладам до 13% вместо обещанного диапазона 16-18% в год (в зависимости от срока договора). Дело приняло благоприятный оборот – решение банка было отменено, вкладчикам выплатили недополученный доход.
Кредитная организация является участником Группы TCS Group Holding PLC, которая кроме самого банка также контролирует деятельность Тинькофф Страхования, Тинькофф Центр Разработки и мобильного оператора Тинькофф Мобайл. Головной офис компании находится в столице, там же расположен сервисный центр, обеспечивающий непрерывное обслуживание клиентов.
У инновационной Группы нет собственных отделений: холдинг обслуживает клиентов посредством онлайн каналов и колл-центров. Чтобы своевременно доставлять продукты к потребителям TCS Group наладила сеть представителей, в которой работает свыше 1200 человек. Банковское покрытие охватывает всю территорию России, что позволяет встречаться с большинством потребителей на следующий день после их обращения. Численность сотрудников Тинькофф Банка превышает 5470 человек. Кредитные рейтинги (краткосрочные и долгосрочные) – стабильные.
Основные направления Тинькофф Банка
Тинькофф Банк – единственный в своем роде онлайн-банк, осуществляющий деятельность полностью с помощью дистанционных способов взаимодействия с клиентами. Финучреждение предоставляет собственные и партнерские банковские услуги на платформе официального сайта. Продуктовый ряд включает: универсальное обслуживание (карты, вклады, платежи, переводы), программы лояльности, инвестиции, сервисы для бизнеса, ипотечные программы и страхование.
В банке обслуживается свыше 6 млн клиентов. Наиболее популярные услуги для частных лиц – кредитные (классические, кобрендовые) и дебетовые карточки, кредиты наличными и сервисы для путешествий. Доля кредитных карт Тинькофф Банка к концу 2017 года составила 11,6% от общего объема рынка. Это второй по величине показатель среди российских банков.
Кредитная организация предлагает посреднические услуги по оформлению ипотеки в более чем 10 российских банках. Клиенты получают скидки на проценты, а Тинькофф – процент от кредитора.
В августе 2017 года начала работу сеть собственных Тинькофф банкоматов. На момент открытия было установлено 28 устройств, но уже через несколько месяцев их число возросло до 66 единиц техники на территории Московского региона. В ближайший год планируется установка банкоматов еще в 16 городах России. Автоматизированные устройства поддерживают бесконтактные платежи и распознают QR-коды. Банк анонсировал подключение функции распознавания лица с целью повышения безопасности и улучшения обслуживания клиентов.
Владельцы банковских карт также могут пользоваться большим количеством банкоматов партнеров, терминалами самообслуживания и услугами салонов связи. Пополнение счета доступно в почтовых отделениях, через переводы в банках и других посреднических компаниях (Золотая Корона, Контакт и др.).
Компания выделяет большие инвестиции на разработку мобильного направления. Кроме мобаил-банкинга (ежедневное посещение свыше 1 млн пользователей) Тинькофф Банк выпустил моноприложения – MoneyTalk, «Штрафы ГИБДД», «За границу!», «С карты на карту», «Бизнес», «В кармане» и др.
До 2013 года деятельность банка была направлена в основном на обслуживание физических лиц. В 2014 году кредитная организация заключила первый договор по зарплатному проекту. С 2015 для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей доступны: интернет-эквайрин, открытие расчетных счетов и подключение к сервису РКО. С помощью онлайн сервисов можно осуществить интеграцию данных 1С или воспользоваться бухгалтерией «Мое Дело». Дополнительно Тинькофф предлагает бизнес-услуги: регистрацию юридических лиц, участие в закупках и кредиты на покупки.
Компания отмечена рядом премий и регулярно входит в ТОП-30 банков по ключевым показателям деятельности. Тинькофф Банк был неоднократно признан «Банком Года» известными изданиями и порталами, в том числе «The Banker» и Банки.ру. Кредитная организация также отмечена и потребителями – банк занимает 3 место Народного Рейтинга благодаря быстрому реагированию на запросы клиентов.